О «правильном» налоге на недвижимость

Есть теория, согласно которой с помощью «правильного» налога на недвижимость, то есть рассчитываемого от цены недвижимости, а не от её площади, власти будут улучшать условия жизни людей на подконтрольной им территории, тем самым повышая ценность недвижимости. Поскольку это теория, то, если исключить коррупцию и корыстный интерес властей, это будет происходить не случайно, не вряды-годы, а закономерно.

В основе этой теории лежит следующее рассуждение. Власть (чиновник, комитет чиновников и т.п.) действует как предприниматель. Строится предпринимательский план: если осуществить некий проект, например, связанный с транспортной инфраструктурой, то увеличится спрос на недвижимость в данном районе. Это приведёт к её удорожанию и, соответственно, к возможности собрать больше налога на недвижимость, что, в свою очередь, даст власти возможность осуществить следующий проект, который приведёт к улучшению условий жизни и увеличению спроса на недвижимость, и цикл повторится.

Здесь важно помнить, что собранные в виде налога средства не должны расходоваться на удовлетворение тех нужд жителей, которые с точки зрения самих этих жителей являются менее настоятельными, чем другие, ещё не удовлетворённые их нужды. Это обязательное условие рассматриваемой теории, потому что в противном случае не будет закономерной связи между налогом и улучшением условий жизни людей. Если есть острая необходимость в яблоках, а ресурсы тратятся на груши, необходимость в которых меньше, то становится хуже, а не лучше. По ходу рыночного процесса это условие соблюдается благодаря информации о ценах. Чем больше разница между ценой покупки товара (ценой на факторы производства) и ценой продажи товара, тем настоятельнее ещё неудовлетворённая, но могущая быть удовлетворённой, нужда в этом товаре. Предприниматели, стремясь к собственному обогащению, наживе, стяжательству, прибыли, преследуя собственные интересы, вынуждены удовлетворять самые настоятельные нужды потребителей. Это закономерно.

Чиновник же находится в другом положении. Как уже было сказано, коррупция и корыстные интересы властей полностью исключены. Поэтому чиновник не может присвоить себе положительную разницу между затратами на улучшение условий жизни людей и увеличившимися в результате роста цен на недвижимость налогами. В то же время, на него не ложится отрицательная разница. Не остаётся ничего другого, как предположить, что в рассматриваемой теории чиновники играют в предпринимательскую игру – они могут посчитать, во сколько обойдётся проект по улучшению и, допустим, могут оценить будущий рост цен на недвижимость, как результат такого улучшения. Им осталось только отобрать проект с максимальной положительной разницей, то есть, максимально прибыльный. Здесь можно оставить в стороне вопрос, зачем бы им понадобилось играть в эту игру. Для анализа исследуемой закономерности более важный вопрос звучит так: может ли в их распоряжении быть информация, позволяющая имитировать предпринимательство, то есть информация, необходимая для соблюдения условия об удовлетворении самых настоятельных из ещё неудовлетворённых потребностей людей?

Цены возникают в результате обменов, то есть в результате добровольной деятельности. Когда предприниматель выбирает направление для приложения своих усилий, сравнивая цены закупок и цены продаж, он имеет в виду, что ему добровольно продадут и у него добровольно купят. Иначе нет никаких цен, нечего сравнивать.

Если бы люди сами, по своему желанию, приносили чиновникам деньги, кто сколько считает нужным, или если бы люди голосовали за чиновников не бюллетенями, а деньгами, то ответ на поставленный вопрос был бы положительным. Но речь идёт о налоге, то есть о насильственном изъятии средств у населения. Поэтому, коль скоро мы говорим о налоге, у чиновника не может быть информации о цене покупки в том смысле, в котором эта информация есть у предпринимателя. Несмотря на то, что он может посчитать как расходы на проект, так и ожидаемый результат, он не может определить, действительно ли эти расходы направлены на удовлетворение самых насущных из ещё неудовлетворённых нужд населения. Да, для пытающегося играть роль предпринимателя чиновника проект может выглядеть прибыльным, но действительная величина расходов на его осуществления скрыта от него. Он просто не знает, считают ли люди новую автомагистраль стоящую потраченных на неё денег.

Таким образом, заявленная в рассматриваемой теорией закономерность отсутствует. Это утверждение не исключает случайного стечения обстоятельств, способного привести к тому, что чиновники израсходуют изъятые в виде налога деньги с выгодой для налогоплательщиков. Но что это будет происходить всякий раз, когда незаинтересованные в прибыли от данной деятельности чиновники будут собирать налог на недвижимость и расходовать эти средства – вот это исключено.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: