Закон о государственном бюджете

Чрезвычайно распространённая теория гласит, что существует набор инструкций, позволяющий находить рыночные цены на факторы производства. С распространённостью этой теории может посоперничать разве что её необсуждаемость, поскольку она имеет статус само собой разумеющейся.

На практике чаще всего она касается закупок факторов производства государством (так называемые государственные закупки).

Между тем, это целиком и полностью ошибочная теория.

Для коммерческого предприятия процесс закупок факторов производства сводится к решению двух задач:

1) Найти самую меньшую цену для покупки. (Пометка на полях. В паре с задачей найти самую высокую цену для продажи обнаруживается ответ на вопрос что именно покупать и продавать. Других способов понять, что именно покупать и продавать не существует. Это очень важный момент, непонимание которого порождает, возможно, ещё более распространённую ошибочную теорию, но в данной заметке он не обсуждается).

2) Перебить цену конкурентов.

Пункты один и два задают соответственно верхнюю и нижнюю границы диапазона цен на конкретный фактор производства в конкретное время и в конкретном месте. Этот диапазон очень узок – попасть в него методом тыка можно разве что случайно. Решение этих двух задач определяет конкретный порядок закупки факторов производства на конкретном коммерческом предприятии. Ещё раз: уже найденное решение о том, какая цена одновременно является и самой низкой ценой поставщика и самой высокой среди предлагаемых конкурентами определяет порядок, инструкции, алгоритмы и процедуры закупок факторов производства. Не наоборот, не инструкции позволяют находить указанный диапазон цен, а найденный диапазон цен определяет содержание инструкций.

Возможность найти такой диапазон цен обусловлена существованием прибылей и убытков и больше ничем. Там, где используются деньги, это выражается в возможности выполнить арифметическую операцию; в чисто бартерной экономике дело обстоит сложнее. Но в любом случае для нахождения диапазона закупочных цен необходимо сравнить расходы с доходами.

Проблема государственных закупок заключается в отсутствии убытков у правительства. На первый взгляд, её можно решить, продавая так называемые государственные услуги (например, услуги по защите собственности или услуги школьного образования) на рыночных условиях. Но это иллюзия, поскольку сохраняются налоги – чтобы попадать в диапазон цен, нужно убрать налоги и не только продавать услуги на рынке, но и покупать на рынке факторы производства этих услуг. И, разумеется, такое решение абсолютно неприемлемо для правительства, поскольку оно разрушает сразу целый пакет мифов о государственных услугах и общественных благах, а также явным образом обнажает сущность налогов. Ведь если уплатившие налог покупают такую услугу, то, получается, они платят дважды; если же они не покупают её, то для них всех есть только один ответ на вопрос «за что я плачу налоги» – «ни за что».

Давайте посмотрим, что произойдёт с коммерческим предприятием, если ему не будет удаваться попадать в нужный диапазон цен при закупке факторов производства. Если верхняя или нижняя границы занижены, то оно не сможет купить факторы производства – ему никто не продаст их по такой низкой цене или эти факторы производства перехватят конкуренты. Соответственно, нечего будет продавать, это конец бизнеса. Если границы завышены, то уменьшается разница между расходами и доходами, то есть уменьшается прибыль, что в перспективе также означает конец этому бизнесу.

Но в случае с государством непопадание в диапазон цен приводит к совсем другим последствиям (строго говоря, в случае с государством вообще никогда не известно, попали ли цены государственных закупок в этот диапазон). Если границы диапазона занижены, факторы производства не покупаются и делается вывод о необходимости повышения налогов – чтобы их хватило на эти факторы. Если завышены, возникает дефицит бюджета и … делается вывод о необходимости повышения налогов.

В отсутствие прибылей и убытков и в присутствии налогов остаются только две альтернативы. Это либо произвольное, независимое решение закупающих, либо подчинение процесса закупок инструкциям. Произвольность государственных закупок вызывает тенденцию к сокращению государственных расходов на потребительские вещи для граждан и расширению расходов на укрепление военной мощи правительства, в первую очередь для защиты от граждан (или нападения на них). Подчинение процесса государственных закупок инструкциям вызывает тенденцию к завышению границ диапазона закупочных цен, то есть к переплатам. Потому что инструкция это не ограничение свободы действий чиновника, как принято думать, а наоборот, это индульгенция для него.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: