Исследуя местность

Мне всегда было трудно понять медведей. Быков, кажется, понимаю, а вот осознать логику медведей, или даже прочувствовать её, не могу. Не знаю, какая-то заслонка в голове, у меня такое часто бывает.

Но, перечитывая ЧД, я обнаружил (в смысле наконец-то воспринял) одно рассуждение. Сейчас мы живём в мире, где на протяжении нескольких столетий покупательная способность денег имеет тенденцию к снижению. То есть денег со временем становится всё больше, они дешевеют, всё меньше и меньше товаров можно купить за одно и то же количество денег. Ожидание уменьшения покупательной способности денег становится привычкой и под эту тенденцию подстраивается мышление.

Но нетрудно представить себе мир, в котором на протяжении длительного периода времени количество товара, считающегося деньгами, неизменно, или незначительно колеблется. Нужно отметить, что по тем же самым причинам, по которым в условиях капитализма растёт благосостояние людей в нашем мире, оно будет расти и в мире с неизменным количеством денег. Потому что увеличение общего количества денег не входит в число причин, по которым растёт благосостояние членов рыночного общества, то есть причин, по которым средств удовлетворения потребностей становится всё больше и они становятся всё доступнее.

В этом другом мире покупательная способность денег будет иметь тенденцию к увеличению, а не к уменьшению. Это непривычно и мне нужно сделать усилие, чтобы это понять. Для облегчения понимания я придумал себе трюк. Я представляю, что покупатель это не тот, кто отдаёт деньги взамен буханки хлеба, а тот, кто отдаёт буханку хлеба взамен денег. Или, скажем, овощной базар – это место, где люди за прилавками стараются купить деньги у продавцов денег в обмен на огурцы и помидоры. Это именно что трюк, ничего нового к знанию об обмене он не добавляет, просто в такой способ мне удобнее понять медведей и, заодно, этот другой мир.

Итак, допустим, у меня есть некое количество какого-то товара. Допустим, я предвижу такое изменение цены на свой товар, что по этой будущей цене смогу купить меньше денег за него, чем по сегодняшней цене, а в другом мире мне значительно легче в это поверить, чем в нашем. Поэтому мне лучше купить деньги как можно быстрее, а когда (и если) цена действительно изменится, как я того и ожидал, я снова продам деньги и буду обладать тем же товаром, что и прежде, но уже в большем количестве, что не может не радовать. То есть я стану богаче не потому, что у меня денег прибавилось, а потому что у меня стало больше другого товара.

Думаю, такой ход размышления помог мне продвинуться в понимании медведей, но не уверен, что до конца. Ну и черт с ними, я же не трейдер, в конце концов. Зато немного открыл карту другого мира.